Курс повышения квалификации «Когнитивно-поведенческая терапия «третьей волны». Майндфулнесс».
Объем курса: 144ч.
Форма обучения: дистанционная
Пояснительная записка:
В рамках обучающего курса когнитивно-поведенческой терапии, основанного на авторском обучающем контенте Института Бека (Филадельфия), практическом опыте российских когнитивно-поведенческих терапевтов, и клинической картине и диагностике психических расстройств в изложении медицинских специалистов, представляем программу курса повышения квалификации, посвященную «Третьей волне. Майндфулнесс» когнитивно-поведенческой терапии.
На английском языке техника «Mindfulness» обозначается так: learning to pay attention moment by moment, intentionally, and with curiosity and compassion.
Автором «Майндфулнесс» считается американский ученый Джон Кабат-Зин, выделивший медитативные практики из восточных религиозных систем с целью их научно-практического использования в психотерапии.
Кабат-Зин является автором программы снижения стресса за 8 недель на основе медитации – MBSR. На базе этой программы американские ученые Сигал З., Уильямс М., Тисдейл Д. сформировали уже другие направления, такие как когнитивная терапия, основанная на техниках осознанности – MCBT.
Институт Бека в последние годы начал активное внедрение техник «Майндфулнесс» в свою практику. «Майндфулнесс» позволял справиться с рецидивами у пациентов, которые, пройдя успешное лечение в Институте Бека, испытывали через некоторое время возврат иррациональных мыслей и негативных эмоциональных реакций.
В практике «Третьей волны» было решено менять не дезадаптивные мысли на адаптивные, а менять именно отношение к дезадаптивным мыслям и эмоциональные реакции на них.
Терапия Майндфулнесс или терапия полноты сознания опирается на взаимодействие режимов (режима делания и режима бытия) когнитивной модели сознания. Режим делания – режим, в котором внимание концентрируется на внешней цели и ее недостижение приводит к фрустрации. Режим бытия ориентирован на безоценочное восприятие текущего момента с целью противопоставления собственного «я» и негативной мысли, являющейся продуктом работы высокоорганизованной материи моего мозга, но не моей сущностью. Суть режима бытия в том, чтобы выйти из слияния себя со своими мыслями.
Целью Майндфулнесс-терапии является обучение человека управлять собственным вниманием и воспринимать свои негативные мысли отстраненно, как бы «со стороны», не давая им оценки ни положительной, ни отрицательной. Состояние дефолтного сознания.
Само состояние осознанности описывается через семь принципов медитации: непредвзятость, безоценочность, терпение, доверие, нестремление, принятие, отпускание.
Техники Майндфулнесс представляют собой комплекс медитативных техник для управления вниманием в текущий момент бытия.
Целью и задачами курса являются обучение методу психотерапии, объединяющему когнитивно-поведенческий метод и медитативные практики осознанности («сенсорная осведомленность», «концентрация на внешнем стимуле», «концентрация на внутреннем стимуле», «метафоры», «безоценочное наблюдение» и др.)
Содержание: курс включает не только обучение непосредственно от Института Бека, но и вебинары, дополнительно знакомящие с медитативными практиками дзен-буддизма, даосизма и исихазма (христианская практика), а также вебинары, посвященные диагностике и клинической картине расстройств, в отношении которых применяется метод КПТ + медитативные практики, в первую очередь - это пограничные расстройства личности и тревожно - фобические расстройства.
Продолжительность курса: 12 мая -12 ноября 2024года
Документ по завершению обучения: удостоверение государственного образца о повышении квалификации по программе «Когнитивно-поведенческая терапия «третьей волны». Майндфулнесс» 144часа, вносится в ФИС ФРДО.
Документы: именные сертификаты от Института Бека(на английском языке) по модулям программы, не вносятся в ФИС ФРДО.
Аудитория: приглашаются психологи, клинические психологи, психотерапевты, психиатры.
Стоимость курса: 10 000 рублей, возможна рассрочка 5+5 с шагом между платежами 30 дней.
Календарно – тематический план
Когнитивно-поведенческая психотерапия. Третья волна. Майндфулнесс
Рекомендации специалистам от профессора Джудит Бек
Модуль 1: обзор когнитивной модели; сократический диалог; ключевые компоненты КПТ;
исследования по КПТ
Модуль 2: проведение сеансов КПТ; терапевтические отношения; типичный день и постановка целей; структурирование сеансов
Модуль 3: терапевтический сеанс Рэйчел
Модуль 4: когнитивная концептуализация; автоматические мысли; диаграммы когнитивной концептуализации;
использование ССD для планирования лечения
Модуль 5: выявление автоматических мыслей и отличие когнитивных процессов от эмоций; когнитивные искажения; поведенческие эксперименты и дополнительные методы проверки когнитивных способностей;
оценка неадаптивных основных убеждений
Модуль 6: обзор планов действий и терапевтических заметок; поведенческие задания; обзор планов действий
Рекомендации специалистам от доктора А.Миллера
Модуль 1: планирование лечения; общение с клиентами и получение исходной информации; когнитивная концептуализация; применение КПТ в сеансе; разработка стратегии, применение техник; оценка и изменение
Модуль 2: диаграммы когнитивных концептуализаций; диаграмма когнитивной концептуализации, основанной
на силе (SB-CCD); диаграмма проблемно-ориентированной когнитивной концептуализации (PB-CCD)
Модуль 3: пересмотренная шкала оценки когнитивной терапии (CTRS-R); начало занятия; середина сессии; окончание сеанса
Модуль 4: полные сеансы CBT с аннотациями; терапевтический сеанс Кейт; терапевтический сеанс Анны
Третья волна. Майндфулнесс
вебинары от доктора Роберта Хиндмон
Модуль 1: основные положения Майндфулнесс (терапия на основе осознанности)
Модуль 2: интеграция Майндфулнесс в КПТ (когниции)
Модуль 3: интеграция Майндфулнесс в КПТ (эмоции)
Модуль 4: интеграция Майндфулнесс в КПТ для осознания и самосострадания
КПТ при тревожных расстройствах и панических атаках
вебинары от доктора Роберта Хиндмон
Модуль 1: исследование КПТ при тревожных расстройствах; первый терапевтический сеанс Сары; фокус внимания; поведение избегания и безопасности
Модуль 2: оценочная сессия; обзор концептуализации когнитивного случая; когнитивные модели для Сары;
стратегии преодоления трудностей и промежуточные убеждения; концептуализация когнитивного случая; диаграмма когнитивной концептуализации, основанной на силе (SB-CCD)
Модуль 3: когнитивные вмешательства: оценка автоматических мыслей; сбор доказательств и карты преодоления трудностей
Модуль 4: когнитивные вмешательства: декатастрофизация, решение проблем и альтернативные объяснения;
рабочие листы для оценки автоматических мыслей и реагирования на них в использовании когнитивной
реструктуризации
Модуль 5: поведенческие вмешательства: поведенческие эксперименты; поведенческие эксперименты во время сессии
Модуль 6: поведенческие вмешательства: воздействия; экспозиционные упражнения и когнитивная формулировка тревоги; иерархии воздействия; фокус внимания клиентов, рейтинговые уровни тревожности и когнитивная реструктуризация
Модуль 7: поведенческие вмешательства: воздействия; частота и продолжительность воздействия; воздействие телесных ощущений; подход, ориентированный на восстановление
Модуль 8: физиологические вмешательства и осознанность; прогрессивная мышечная релаксация; диафрагмальное дыхание; простое контролируемое дыхание; вмешательства, направленные на осознанность; терапевтический сеанс: осознанность мыслей, ощущений и эмоций, контроля внимания
Модуль 9: генерализованное тревожное расстройство; диагностические критерии ГТР; когнитивная модель ГТР и
фактор 1: нетерпимость к неопределенности; когнитивная концептуализация: Сара; когнитивная реструктуризация: запись мыслей; оценка убеждений о беспокойстве; подверженность неопределенности in vivo;
тренинг по релаксации и резюме
Модуль 10: паническое расстройство; диагностические критерии; когнитивная модель; пример: Майк; адаптация КПТ к паническому расстройству; интероцептивное воздействие; сеанс терапии; воздействие in vivo; симптом Принятие; использование лекарств
Модуль 11: социально-тревожное расстройство; диагностические критерии; когнитивная модель; самофокусированное внимание и построение впечатление о себе как социальном объекте; дефицит навыков; адаптация КПТ к тревожному расстройству; подход к когнитивной реструктуризации, ориентированной на восстановление; ролевая игра "Фокус внимания"
Модуль 12: обсессивно-компульсивное расстройство; диагностические критерии; обзор когнитивной модели ОКР и нежелательных психических вторжений; оценки навязчивых идей; нейтрализация конвульсий; оценки контроля;
когнитивная концептуализация: Пол; когнитивная концептуализация: Павел; адаптация КПТ к ОКР; поведенческие эксперименты; предотвращение воздействия и реакции in vivo; осознанность вторжений; профилактика рецедивов; препятствия в лечении ОКР; подход, ориентированный на восстановление при ОКР
Вебинары по медитативным практикам:
1. Медитация в дзен-буддизме, Дмитрий Сафонов, доцент МГЛУ и РПУ
2. Исихазм (христианские медитативные практики), Дмитрий Сафонов.
3. Исследование мозга буддийских монахов, меняющихся под воздействием регулярных медитаций, Александр Яковлевич Каплан, профессор МГУ им.М.В. Ломоносова, известный психофизиолог.
Вебинары медицинского сопровождения: специалисты НМИЦ пн им. В.М.Бехтерева, СПбГПМУ, МГУ им.М.В.Ломоносова, СЗМГУ им. И.И. Мечникова.
Для участия в курсе просьба заполнить заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время: