Объем курса: 1120 часов
Даты проведения: 15 декабря 2024 – 15 мая 2026
Цели и задачи: знакомство слушателей с теорией и практическим применением признанного наиболее эффективным в прихотерапии – методом когнитивно-поведенческой терапии; научение слушателей практической работе в методе КПТ с разными возрастными группами, индивидуально и в группе, очно и дистанционно, и применительно к основной группе пограничных и психических расстройств.
Аудитория: психологи, психотерапевты, нейропсихологи, психиатры.
Форма проведения: дистанционная, с использованием ресурсов цифровых платформ MTC link и Zoom.
Преподавательский состав: специалисты столичных (Санкт-Петербург, Москва) высших образовательных учреждений и специализированных столичных учреждений Минздрава России, специалисты зарубежных вузов..
Выдаваемый по завершению курса документ: диплом профессиональной переподготовки с квалификацией КПТ – терапевт.
Стоимость курса: 65 000 руб., возможна рассрочка платежа 10+10+10+10+10+10+5 с шагом платежа в 30 дней (к примеру, 5 декабря, 5 января, 5 февраля и т.д).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс состоит из шести разделов, каждый из которых посвящен отдельному клиническому направлению в психиатрии. Каждый раздел курса подробно и обстоятельно, с разборами кейсов, демонстрационными сессиями, круглыми столами и т.п. знакомит слушателей с особенностями применения когнитивно-поведенческой терапии к таким расстройствам, как:
1. Расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства пищевого поведения, девиантное поведение, фобические расстройства у детей
2. КПТ и депрессии
3. Майндфулнесс
4. КПТ и неврозы
5. КПТ и расстройства личности + метод сократического диалога
6. КТОВ (CT/R) – когнитивная терапия ориентированная на восстановление (адаптация больных с тяжелыми психическими заболеваниями: шизофрения, бред, галлюцинации, наркозависимость и др.)
Раздел I. КПТ применительно к РАС, СДВГ, РПП, девиантному поведению (150ч)
Введение.
1.1 Ключевые принципы КПТ
1.2 Что такое психическое здоровье?
1.3 РПП с клинической точки зрения (Гречаный С.В.)
1.4 Компетенции и социально-эмоциональное обучение
1.5 Модель когнитивной переработки социальной информации(КПСИ) согласно Лемеризо и Арсенио
1.6 Модель КПСИ на практике
1.7 Основы КПТ (Изотова М.Х.)
1.8 Основы КПТ (Изотова М.Х.)
1.9 СЭО для учителя. Урок для специалистов, оказывающих поддержку учителям
1.10 Введение в КПТ (Слободчиков И.М.)
1.11 Рациональная и суггестивная техники (Добровольская Ю.В.)
1.12 СЭО для родителей
1.13 КПТ и РАС. Разбор кейса
1.14 КПТ и РПП. Разбор кейса
1.15 Тест
1.16 Практическое применение КПТ (Изотова М.Х.
1.17 Практическое применение КПТ (Изотова М.Х.)
1.18 КПТ и РАС
1.19 РАС (Гречаный С.В.)
1.20 Тест
1.21 РЭПТ (Добровольская Ю.В.)
1.22 КПТ и СДВГ
1.23 КПТ и СДВГ
1.24 Тест
1.25 Тревожно-фобическое расстройство у детей/подростков (Земляных М.В.)
1.26 Тревожно-фобическое расстройство у детей/подростков (Земляных М.В.)
1.27 Нарушения поведения. Общий обзор (Земляных М.В.)
1.28 Эмоциональное обучение (Земляных М.В.)
1.29 Упражнения для СЭО. Учим правила обратной связи
1.30 Упражнения для СЭО. Устанавливаем правила класса
1.31 Упражнения для СЭО. Находим друг друга в группе
1.32 Упражнения для СЭО. Проводим ролевую игру
1.33 Упражнения для СЭО. «Исследователи уже в пути»
1.34 Упражнения для СЭО. Что такое чувство?
1.35 Упражнения для СЭО. Закрепление основных компетенций
1.36 СДВГ (Гречаный С.В.)
1.37 Тест.
Раздел II. КПТ и депрессии (150ч.)
Модуль 1: Основы КПТ для лечения депрессии
1.1 Видеозапись терапевтического сеанса
1.2 Депрессия у детей и подростков (Земляных М.В.)
1.3 Поиск самоидентичности у подростков в процессе КПТ (Земляных М.В.)
1.4 Вводный урок по терапии депрессии
1.5 Депрессия. Введение в понимание заболевания
1.6 Теория, терапия и исследование депрессии
1.7 Когнитивная модель, основанная на сильных сторонах и проблемах
1.8 Схемы
1.9 Когнитивная триада и когнитивная модель
1.10 Тест
Модуль 2. Планирование лечения с использованием диаграмм когнитивной концептуализации
2.1. Введение в схему когнитивной концептуализации
2.2 Диаграмма когнитивной концептуализации, основанная на сильных сторонах
2.3. Проблемно-ориентированная диаграмма когнитивной концептуализации (РВ – ССD)
2.4. Использование ССD для планирования лечения
2.5. Тест
2.6 Унифицированная модель депрессии: интеграция клинических, когнитивных, биологических и эволюционных перспектив (часть1)
2.7 Унифицированная модель депрессии: интеграция клинических, когнитивных, биологических и эволюционных перспектив (часть2)
2.8 Унифицированная модель депрессии: интеграция клинических, когнитивных, биологических и эволюционных перспектив (часть 3)
Модуль 3. Строительные блоки терапии
3.1. Структура терапевтических сессий
3.2. Воссоздание раппорта, проверка настроения (медикаментозное лечение)
3.3. Связи, повестки дня и обзор планов действий
3.4. Мотивационное консультирование (Трусова А.В.)
3.5. Терапевтические отношения
3.6. КПТ и депрессия (Трусова А.В.)
3.7. Тест
3.8. Составление планов действий
3.9. Обеспечение соблюдения режима приема лекарств
Модуль 4. Начало лечения
4.1. Введение
4.2. Оценочная сессия и контакты
4.3. Первая сессия. Психообразование
4.4. Первая сессия: цели, структура и порядок проведения
4.5. Первая сессия: типичный день, основные ценности и стремления
4.6. Первая сессия. Постановка целей
4.7. Первая сессия: завершение занятий
4.8. Тест
4.9 «Вы верите в меня?» (Аарон Бек)
4.10. Мотивация (Аарон Бек)
Модуль 5. Автоматические мысли
5.1. Базовые принципы автоматических мыслей
5.2. Типы автоматических мыслей
5.3. Выявление автоматических мыслей
5.4. Сократический диалог для оценки автоматических мыслей
5.5. Дополнительные техники работы с автоматическими мыслями
5.6. Тест
5.7. «В здравом уме: адвокаты и депрессия (Джудит Бек)
5.8. Воображаемая генеральная репетиция (Франсис Бродер)
Модуль 6. Глубинные убеждения, копинг-стратегии и промежуточные убеждения
6.1. Введение
6.2. Идентификация и психологическое образование в отношении глубинных убеждений
6.3. Модификация дезадаптивных глубинных убеждений
6.4. Копинг-стратегии и промежуточные убеждения
6.5. Тест
6.6. Палитра самооценочных контингенций (Эндрю Батлер)
Модуль 7. Техники КПТ и других видов терапии
7.1. Решение задач; таблицы и принятие решений
7.2. Создание терапевтических заметок
7.3. Планирование деятельности
7.4. Круглый стол по вопросам графика активности
7.5. Ролевые игры
7.6. Задания с градацией, тренировка навыков и библиотерапия
7.7. Техника майндфулнесс
7.8. Техники из других модальностей
7.9. Тест
7.10. Советы по поведенческой активации
Модуль 8. Завершение работы и профилактика рецидивов.
8.1. Введение
8.2. Подготовка к завершению работы
8.3. Сокращение сессий
8.4. Действия, предшествующие окончанию работы
8.5. Трудности с завершением терапии и поддерживающие сессии
8.6. Тест
Дополнительный модуль. Проведение КПТ-сессий в режиме онлайн (в двух частях).
Раздел III. Майндфулнесс (100ч.)
Рекомендации специалистам от профессора Джудит Бек
Вебинары от доктора Р. Хиндмон:
Модуль 1: основные положения Майнфулнесс (терапия на основе осознанности)
Модуль 2: интеграция Майнфулнесс в КПТ (когниции)
Модуль 3: интеграция Майнфулнесс в КПТ (эмоции)
Модуль 4: интеграция Майнфулнесс в КПТ для осознания и самосострадания
Раздел IV. КПТ и неврозы (270ч)
Модуль 1: исследование КПТ при тревожных расстройствах; первый терапевтический сеанс Сары; фокус внимания; поведение избегания и безопасности
Модуль 2: оценочная сессия; обзор концептуализации когнитивного случая; когнитивные модели для Сары; стратегии преодоления трудностей и промежуточные убеждения; концептуализация когнитивного случая; диаграмма когнитивной концептуализации, основанной на силе (SB-CCD)
Модуль 3: когнитивные вмешательства: оценка автоматических мыслей; сбор доказательств и карты преодоления трудностей
Модуль 4: когнитивные вмешательства: декатастрофизация, решение проблем и альтернативные объяснения; рабочие листы для оценки автоматических мыслей и реагирования на них в использовании когнитивной реструктуризации
Модуль 5: поведенческие вмешательства: поведенческие эксперименты; поведенческие эксперименты во время сессии
Модуль 6: поведенческие вмешательства: воздействия; экспозиционные упражнения и когнитивная формулировка тревоги; иерархии воздействия; фокус внимания клиентов, рейтинговые уровни тревожности и когнитивная реструктуризация
Модуль 7: поведенческие вмешательства: воздействия; частота и продолжительность воздействия; воздействие телесных ощущений; подход, ориентированный на восстановление
Модуль 8: физиологические вмешательства и осознанность; прогрессивная мышечная релаксация; диафрагмальное дыхание; простое контролируемое дыхание; вмешательства, направленные на осознанность; терапевтический сеанс: осознанность мыслей, ощущений и эмоций, контроля внимания
Модуль 9: генерализованное тревожное расстройство; диагностические критерии ГТР; когнитивная модель ГТР и фактор 1: нетерпимость к неопределенности; когнитивная концептуализация: Сара; когнитивная реструктуризация: запись мыслей; оценка убеждений о беспокойстве; подверженность неопределенности in vivo; тренинг по релаксации и резюме
Модуль 10: паническое расстройство; диагностические критерии; когнитивная модель; пример: Майк; адаптация КПТ к паническому расстройству; интероцептивное воздействие; сеанс терапии; воздействие in vivo; симптом Принятие; использование лекарств
Модуль 11: социально-тревожное расстройство; диагностические критерии; когнитивная модель; самофокусированное внимание и построение впечатление о себе как социальном объекте; дефицит навыков; адаптация КПТ к тревожному расстройству; подход к когнитивной реструктуризации, ориентированной на восстановление; ролевая игра "Фокус внимания"
Модуль 12: обсессивно-компульсивное расстройство; диагностические критерии; обзор когнитивной модели ОКР и нежелательных психических вторжений; оценки навязчивых идей; нейтрализация конвульсий; оценки контроля; когнитивная концептуализация: Пол; когнитивная концептуализация: Павел; адаптация КПТ к ОКР; поведенческие эксперименты; предотвращение воздействия и реакции in vivo; осознанность вторжений; профилактика рецедивов; препятствия в лечении ОКР; подход, ориентированный на восстановление при ОКР.
Медицинское консультирование: Тревожные расстройства и панические атаки (С.В. Гречаный, А.В. Павличенко, Ю.В. Добровольская)
Итоговый тест (от специалистов Института Бека)
Раздел V. Применение КПТ к расстройствам личности. Сократический диалог (200ч)
Раздел I. Сократовский метод в психотерапии и консультировании
Модуль 1. Основы сократического диалога
1.1. Как терапевту научиться сократовскому диалогу?
1.2. Структура сократовского вопрошания
1.3. Фокусирование на ключевом содержании
1.4. Терапевтический альянс
1.5. Резюме и синтез
1.6. КВИЗ
Модуль 2. Использование стратегии сократовского диалога в работе с клиентами
2.1. Структура сессии
2.2. Подход к обучению навыкам
2.3. Инструменты и стратегии, используемые на сессии
2.4. Дифференциальная диагностика мышления
2.5. Совместное определение цели
2.6. Корректировка направления
2.7. Переформулирование случая: если и тогда
2.8. Оценка кейса
2.9. Обоснование для резюме и синтеза
2.10. КВИЗ
Модуль 3. Устранение проблем при использовании сократовских стратегий
3.1. Отсутствие фокусировки на центральном когнитивном содержании
3.2. «Предоставляемое открытие» вместо направляемого
3.3. Ориентация на модель позитивного, а не реалистичного мышления
3.4. Преждевременный переход к резюме и синтезу
3.5. Поверхностное исследование контекста
3.6. Неумелое подведение итогов
3.7. Недостаточное внимание к стратегиям после исследования
3.8. Основные компетенции, связанные с четырехступенчатой структурой сократовского диалога
3.9. Оценка на основе компетенций: рейтинговая матрица сократовского диалога
3.10. Сократовский метод для самого себя.
3.11. КВИЗ
Раздел II. Когнитивная психотерапия расстройств личности
Модуль 1. Введение в КПТ для личностных расстройств
1.1. Введение в терапию и исследования в этой области
1.2. Диагностика личностных расстройств
1.3. Когнитивная формулировка
1.4. Схемы, модули, копинг-стратегии и промежуточные убеждения
1.5. Диаграмма когнитивной концептуализации, основанная на сильных сторонах
1.6. Тест
Модуль 2. Основы КПТ для личностных расстройств
2.1. Обзор лечения, основанного на КПТ
2.2. Начало лечения для клиентов с личностными расстройствами
2.3. Планирование лечения
2.4. Адаптация КПТ для клиентов с личностными расстройствами
2.5. Техники, заимствованные из других методов психотерапии
2.6. Техники эмоциональной регуляции и самосострадания
2.7. Конкретизация проблемы
2.8. Дезадаптивные допущения
2.9. Пример терапевтической сессии
2.10. Тест
Модуль 3. Усиление адаптивных убеждений
3.1. Идентификация или разработка адаптивных убеждений
3.2. Опосредованное укрепление адаптивных убеждений
3.3. Психообразование относительно адаптивных глубинных убеждений
3.4. Мотивирование клиентов к укреплению глубинных убеждений
3.5. Непосредственное укрепление адаптивных убеждений
Модуль 4. Модификация дезадаптивных убеждений
4.1. Идентификация дезадаптивных убеждений
4.2. Психообразование
4.3. Делимся концептуализацией с нашими клиентами
4.4. Объясняем клиенту силу глубинных дезадаптивных убеждений
4.5. Мотивирование клиентов к модификации глубинных дезадаптивных убеждений
4.6. Введение в модификацию глубинных дезадаптивных убеждений
4.7. Сократовский диалог и рефрейминг
4.8. Рефлексируем по отношению к окружающим
4.9. Самораскрытие, модификация спонтанных образов, поведенческие эксперименты и выстраивание навыков
4.10. Когнитивный континиум, интеллектуально-эмоциональные ролевые игры, аналогии и метафоры
4.11. Реструктуризация смыслов ранее полученного опыта
4.12. Варианты реструктуризации ранее полученного опыта
4.13. Тест
Модуль 5. Терапевтические взаимоотношения
5.1. Убеждения и копинг-стратегии, препятствующие терапии
5.2. Профилактика проблем в терапевтических отношениях
5.3. Укрепление терапевтических отношений
5.4. Идентификация и концептуализация трудностей, возникающих в терапевтических отношениях
5.5. Планирование стратегий
5.6. Разбор кейсов
5.7. Устранение проблем в терапевтических отношениях
5.8. Предоставление межличностной обратной связи клиентам
5.9. Тест
Модуль 6. Неполезные для клиента реакции терапевта
6.1. Распознаем собственные неполезные реакции по отношению к клиентам
6.2. Концептуализация проблемы
6.3. Повышение эмпатии и модификация ожиданий
6.4. Менеджмент негативных реакций в отношении клиентов
6.5. Самопомощь, повышение собственной компетенции и сопровождение клиентов
6.6. Тест
Внимание! Вебинары на тему клиники личностных расстройств (параноидное, шизоидное и шизотипическое расстройства личности; пограничное расстройство личности; нарциссическое расстройство личности; гистрионное расстройство личности, зависимое расстройство личности, пассивно-агрессивное расстройство личности) читают профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ Исурина Галина Львовна; доктор психологических наук Колотильщикова Екатерина Андреевна (НМИЦ психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева); кандидат психологических наук Мизинова Елена Борисовна (НМИЦ психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева).
Раздел III. Когнитивная терапия, направленная на восстановление (CT-R), (200ч.)
Часть I. Введение
Модуль 1. Основы CT-R: убеждения, методы, восстановление, резилентность и доказательная база
Модуль 2. Доступ к адаптивному режиму пациента и его активизация. Внимание к лучшим моментам
Модуль 3. Развитие адаптивного режима с помощью значимых устремлений. Структура работы в КТОВ
Модуль 4. Позитивные действия
Модуль 5. Укрепление адаптивного режима: формирование заключений с помощью направляющих открытий
Модуль 6. Карта восстановления. Как заполнить карту восстановления. Карта восстановления во время курса лечения
Часть II. Применение CT-R для решения проблем
Модуль 1. Расширение возможностей при негативных симптомах
Модуль 2. Убеждения, которые трудно понять(бредовые идеи)
Модуль 3. Понимание трудностей: галлюцинации
Модуль 4. Вызовы: агрессия, травмы, самоповреждения
Часть III. Дополнительные модули с учетом особенностей конкретного учреждения
Модуль 1. CT-R в индивидуальной терапии. Доступ и включение адаптивного режима. Актуализация и усиление адаптивного режима. Завершение индивидуальной терапии.
Модуль 2. CT-R в окружающей среде.
Часть IV.
Модуль 1. CT-R для молодых людей из группы повышенного риска с ранними эпизодами психоза
Модуль 2. CT-R для расширения возможностей семьи.
Внимание! Медицинское сопровождение КТОВ: вебинары Павличенко Алексея Викторовича, Исуриной Галины Львовны, Колотильщиковой Екатерины Андреевны, Гречаного Северина Вячеславовича, Мизиновой Елены Борисовны, Макарова Игоря Владимировича.
Проверка знаний осуществляется в системе тестирования/
По завершению курса, состоящего из шести разделов, студенты сдают устный экзамен по билетам в онлайн формате.
Пожалуйста, заполните форму заявки, расположенная ниже на странице, и мы свяжемся с Вами и направим Вам договор: