РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МУЗЕЙ – ТЕРРИТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
26 ноября – 3 декабря 2019 г.
Министерство культуры Республики Татарстан
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Национальный музей Республики Татарстан
Ассоциация музеев Татарстана
https://tatmuseum.ru/events/muzej-territoriya-obrazovaniya/
«Музей и школа являются важными партнерами друг для друга, их активное сотрудничество может способствовать решению разных задач и в системе образования, и в музейной деятельности», - из приветственного обращения оргкомитета к участникам конференции
Министерством культуры Республики Татарстан в лице Аюповой Ирады Рахимзяновны, Национальным музеем Республики Татарстан в лице генерального директора Назиповой Гульчачак Рахимзяновны, Министерством образования и науки Республики Татарстан в лице заместителя премьер-министра Республики Татарстан – министра образования и науки Республики Татарстан, Бурганова Рафиса Тимерхановича с 26 ноября по 3 декабря 2019 года проводится республиканская научно-практическая конференция «Музей – территория образования».
В Доме Дружбы Народов Республики Татарстан в городе Казани 26 ноября 2019 года собрались представители музейного сообщества, педагогической общественности, руководители школьных музеев. Директору КОФ «Просвещение» Протащук И.Ю. оргкомитет предоставил возможность обратиться к участникам конференции с приветственным словом, в котором она призвала педагогическую общественность особое внимание уделять дополнительному воспитанию молодежи, в том числе и через участие в музейной образовательной деятельности, в школьных музеях, а также принимать участие в конференциях и семинарах Фонда. Участники конференции имели возможность получить информацию от специалистов Национального музея Республики Татарстан о разработках новейших туристических маршрутов. Так, Измайлова Светлана Юрьевна, заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе Национального музея Республики Татарстан, рассказала о ведомственном проекте Министерства культуры РФ «Культурные бренды России». Проект включает комплекс презентационно-выставочных мероприятий, направленных на развитие и продвижение музеев в рамках национальных культурно-познавательных маршрутов «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Императорский маршрут» и «Россия – Родина космонавтики». На сегодняшний день запущен проект «Музеи на брендовых маршрутах России», в соответствии с которым музеи впервые признаны главной культурной дефиницией. Благодаря удачному географическому положению, удобной инфраструктуре, мирному сосуществованию ислама и православия, Республика Татарстан является одним из самых посещаемых российских регионов. На территории Республики действует 171 государственный и муниципальный музей, представлены все их виды. Более подробно с предлагаемыми для школьников и педагогов программами и экскурсиями Национального музея Республики Татарстан можно ознакомиться на сайте: https://tatmuseum.ru/ Измайлова С.Ю. также особо отметила вклад музейного сообщества Татарстана в организацию и проведения разнообразных фестивалей (в музее-заповеднике «Казанский Кремль» проходят оперные и джазовые фестивали; Всероссийская Спасская Ярмарка организуется, в том числе, при участии Елабужского музея-заповедника; Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» принимает Болгарский музей-заповедник; Межрегиональный реконструкторский фестиваль «Восток – Запад: Отечественные войны России», организуемый Национальным музеем Татарстана, получил награду Гран-при номинации Russian Event Awards; музейно-фольклорный праздник «Яблочный Спас в селе Красновидово» проводится силами сотрудников Музея А. М. Горького села Красновидово; в с.Никольское традиционно проводится фольклорный праздник «Каравон», цель которого - развитие традиционной русской культуры, популяризация фольклорного движения, выявление лучших исполнительских коллективов, организуется, в том числе, с участием местного музейного сообщества). Отмечается, что музеи в настоящее время должны играть образовательную, просветительскую роль, помогать молодежи освоить школьную программу. Вместе с тем, сотрудниками Национального музея Татарстана отмечается, что, по наблюдениям, при посещении музея группой «подготовленных» школьников, сопровождаемых заинтересованным педагогом-лидером, экскурсионный материал усваивается детьми лучше, чем в тех группах, где педагог отстраняется от своих учеников, не принимает участия в экскурсии, и, что хуже всего, занимается во время экскурсии со своими гаджетами. Подмечено, что, в зависимости от гендерного признака, существует естественное проявление заинтересованности у школьниц в т.н. «женских» музейных экспонатах (платья, украшения, веера), а у школьников – к военной тематике (обмундирование, раритетное оружие, тема Великой Отечественной войны). Наиболее живая реакция у детей проявляется при предложении поучаствовать в создании каких-либо объектов (вылепить по старинной методике глиняный горшок), поучаствовать в квесте, отгадать загадку. Особо отмечается необходимость приучения к посещению музея детей начальной школы в целях привития музейной культуры, осознания ценности музейных экспонатов не только для отдельной личности – посетителя музея, но и для всего человеческого общества, эстетическому воспитанию, а также гуманному отношению к окружающему миру.
Кабирова Айсылу Шарипзяновна (Институт истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан) выступила с докладом «Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс воспитания молодежи». Особо отмечалось недопустимость деструктивной переоценки событий Великой Отечественной войны. Ученая обратила внимание на то обстоятельство, что в современных школьных учебниках по истории России (например, учебник по истории России по ред. А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко) 18 страниц посвящено фронтовым сражениям, и только 7 страниц – жизни и работе в тылу. Необходимо более детально рассказывать школьникам о «тяготах лихолетья», продвигать в школе термин «человеческое измерение войны». Также в учебниках по истории представлено мало регионального материала, в связи с чем предлагается обогащать федеральные учебники, формировать культурную историческую память. Для примера, по мнению ученой, школьникам необходимо больше знать о страницах истории России, связанных с работой советских ученых в годы Великой Отечественной войны. Так, в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в годы войны были эвакуированы 33 научных учреждения, 1884 сотрудника, в том числе 39 академиков и 44 члена-корреспондента АН СССР. В Казани для продолжения исследований И.В. Курчатова по расщеплению ядра урана была создана секретная лаборатория «Уран». В Казани, в созданном на базе Казанского моторостроительного завода ОКБ, в качестве спецконтингента казанских тюрем (т.н. «шарага») трудились известные советские ученые и конструкторы С.П. Королев и В.П. Глушко. Более подробно ознакомится с историей Великой Отечественной войны рекомендовано на сайте виртуального музея по ссылке: http://tatfrontu.ru/
Рекомендуется обратить внимание молодежи на 28 томов «Книги памяти» Республики Татарстан, которые создавались научным сообществом Республики с конца 40-х годов прошлого века, на существующее с 1968 года на территории Татарстана молодежное поисковое движение «Снежный десант», основанное при Казанском Государственном Университете им. В.И. Ульянова-Ленина. Положительно отмечается работа школьников по сбору устно-мемориальных свидетельств о Великой Отечественной войне, участию молодежи в акции «Бессмертный полк».
Особо отметим выступление на конференции Галиева Гарифзяна Галиевича, ветерана Великой Отечественной войны, который в 2019 году отметил свое 92-летие. Галиев Г.Г. - директор краеведческого музея «Дружба народов» и почетный гражданин Балтасинского муниципального района Татарстана. В с. Ципья Балтасинского района Республики Татарстан Галиевым Г.Г. на общественных началах в 60-х гг. был организован краеведческий музей. Гарифзян Галиевич, школьный учитель истории, до сих пор сам проводит в краеведческом музее экскурсии. В его музее побывали гости из 26 стран мира. На капитальный ремонт музея государством было выделено 26 млн.рублей, поэтому 75-летие Победы в Великой Отечественной войне музей встречает в прекрасном состоянии. Экспонатов более 20 тысяч. Представлены предметы, найденные на территории края. Этнографические комплексы демонстрируют культуру и быт народов - одежду, предметы быта, орудия труда, домашнюю утварь, фотографии. Большое место занимают материалы о гражданской и Великой Отечественной войнах. Гарифзян Галиевич обращает особое внимание на значимость воспитания музейной культуры у подрастающего поколения, призывает педагогов к более активной работе со школьными музеями, обращает внимание на недопустимость формального подхода к воспитательной работе в школе. Гарифзян Галиевич приглашает всех посетить его краеведческий музей:
МБУ «Краеведческий музей «Дружба народов» с.Ципья Балтасинского муниципального района Республики Татарстан» Основан в 1965 г. Открыт 24.05.1967 г. Директор Галиев Гарифзян Галиевич 29.03.1927 г.р. 422243, РТ, Балтасинский район, с. Ципья, ул. Ленина, (8-84368) 3-44-61 факс, 3-42-74 д. Эл.адрес: muzdr@yandex.ru.
Гибатдинов Марат Мингалиевич (руководитель центра теории и истории национального образования Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан) выступил с докладом «Трудные вопросы отечественной истории: к методике преподавания». В 2015 году понятие «татаро-монгольское иго» убрали из школьных учебников по истории (этот термин был ненаучным, правильным является термин «зависимость от Золотой Орды»). Очень важен межнациональный консенсус в преподавании истории, необходим общественный договор для выработки концепции истории, которая будет способствовать объединению всех проживающих на территории России наций. В то же время отмечается, что в настоящий момент педагогам предоставлен широкий выбор в методике преподавания, поэтому учебник можно рассматривать только как навигатор, который укажет путь изучения конкретных тем, в связи с чем роль внеклассной работы должна играть большое значение. Трудные вопросы, возникающие у учителей истории, были сформированы в перечень (20 трудных вопросов). Ученый обратил внимание на два из них. Первый – исторический выбор Александра Невского между Востоком и Западом. Учителям необходимо доносить не только до школьников но и до широкой общественности, что в зависимости от Золотой Орды русских земель были не только отрицательные, но и положительные стороны. Золотоордынцы не покушались на русскую культуру, терпимо относились к православной религии, существовали политические, родственные связи между русскими и ордынскими правителями, возможность международных отношений с Азией, существовали торговые отношения. Второй сложный вопрос – вопрос образования Древнерусского государства. Отмечается, что это был естественный процесс, многие проживающие на территории Древней Руси племена участвовали в этом процессе. Ученый обратил внимание на необходимость выработки общекультурного стандарта в вопросе преподавания истории. Подмечено, что урок на сегодняшний день – не единственная форма получения знаний, педагогом должны быть использованы внеурочные занятия.
Также в первом дне конференции принимали участие представители Управления образования Спасского муниципального района Республики Татарстан, представитель Азнакаевского краеведческого музея Республики Татарстан, представитель историко-краеведческого музея города Набережные Челны, директор школьного музея МБОУ «Лицей № 9 им.А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» с презентациями своей деятельности.