Панельная сессия Республиканской научно-практической конференции
«Музей – территория образования»
03 декабря 2019 город Казань
Национальный музей Республики Татарстан
03 декабря 2019 года в здании Национального музея Республики Татарстан состоялась панельная сессия Республиканской научно-практической конференции «Музей – территория образования». Генеральный директор Национального музея Республики Татарстан, доктор исторических наук, Назипова Гульчачак Рахимзяновна в торжественной обстановке обратилась к педагогической общественности Татарстана с приветствием и напутственными словами, с призывом развивать и обогащать духовную культуру подростков с помощью музейной педагогики. Генеральный директор напомнила педагогам что она сама имела опыт преподавания истории в школе и рекомендовала сочетать преподавание дисциплин детям с посещением Национального музея.
Опытом работы со школьной аудиторией поделились Краснов Павел Юрьевич, научный сотрудник отдела музейно-образовательных программ Национального музея Республики Татарстан и Хабаров Владислав Вениаминович, заведующий отделом научной реконструкции.
С приветственная словом к педагогам обратились методист Управления образования ИК МО г.Казани, Карпунина Любовь Николаевна и куратор проекта «Музей – территория образования», организатор экскурсий экскурсионно-туристического отдела Национального музея Республики Татарстан, Фокеева Ирина Геннадьевна.
От Культурно-Образовательного Фонда «Просвещение» к музейной и педагогической общественности Татарстана с приветственным словом обратилась Протащук Ирина Юрьевна. Она призвала к участию в программах Национального музея Республики Татарстан и Фонда «Просвещение». «Безусловно, что визуальное воздействие и восприятие – самые сильные методы воздействия не сознание. Искусство сильнее всего способно изменять человеческое мышление. Самое опасное, от чего мы должны пытаться уберечь наших детей – от манипулирования их сознанием. Мы должны понимать о чем идет речь, откуда исходит угроза и как с ней бороться. Мы должны держать руку на пульсе, интересоваться молодежной культурой, субкультурами, наблюдать и если мы почувствуем опасность, несомненно вмешиваться. Но самое главное – наше умение предотвращать опасность и бороться против деструктивного влияния на психику, сознания и мышление наших детей.
Одним из методов профилактики и борьбы с деструктивным в подростковой среде – вовлечение детей в созидательную творческую деятельность ребенка истинного эстетического содержания. Прекрасным примером для этого служит вовлечение в музейную культуру. Можно и нужно попробовать как уже разработанные Национальным Музеем Республики Татарстан программы, так и подумать над тем, как в школьных музеях можно решить некоторые задачи.
Итак, чтобы сделать наш школьный музей-соучастие эффективным, нам нужно оценить его существующую работу и уяснить для себя: удобен ли он для посещения учащимися, их родителями, различными группами, имеет ли он ясный и четкий график посещений, распространяется ли информация об экспозициях и мероприятиях музея через сайты и соцсети, через информационные стенды? можно ли решить при его посещении несколько задач? знают ли вообще о существовании школьного музея широкий круг общественности, горожане, родители? есть ли отзывы о работе школьного музея в популярных сетях и на сайтах? какого они характера и какие даны оценки? Как часто меняется экспозиция школьного музея? Как происходит пополнение музейных фондов и систематизирована ли эта работа? Есть ли ответственный хранитель музея? Есть ли место для хранения экспонатов, созданных школьниками? Проводятся ли внутришкольные исследования этих работ? Существует ли научно-исследовательская работа? Существует ли место для проведения внутришкольных выставок? существуют ли мероприятия для школьников в музее? могут ли учащиеся создавать, изменять экспозицию, влиять или принимать решения по вопросам школьного музея? участвуют ли они в создании интерьеров школьного музея? опрашивали ли школьников, пусть на условиях анонимности, нравится ли им то что они видят в школьном музее и чтобы они хотели исправить в нем? проводили ли анкетирование в школе по вопросам того, что внушает детям больший интерес: собственные исследования по тематике музея, проведение экскурсий, написание критических отзывов и прочее? какие поощрения за музейную деятельность им более предпочтительны? есть ли у них собственные идеи или какие-нибудь мечты относительно темы и идеи школьного музея?
Таким образом, первое что мы должны сделать для создания школьного партиципаторного музея: исследовать и наблюдать прежде чем перейти к активным действиям.
В своей книге «Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире» Тимоти Уокер описывают ситуацию, когда его затея, которую он, как классный руководитель, придумал и принялся реализовывать единолично, по интервьюированию школьниками финских паралимпийцев, не нашла вообще никакой поддержки у его учащихся, он очень расстроился, но осознал, насколько важно включать учеников в процесс планирования и ставить перед собой реальные цели. «Когда у детей появляется коллективная мечта и они совместно стремятся к ее осуществлению, это сильно сплачивает. Вполне возможно, что при обсуждении коллективной мечты как учителям так и ученикам придется пойти на компромиссы, однако этот демократический процесс сближает класс». В результате, на голосовании в его школе победила совместная поездка в лагерь, и это и стало коллективной мечтой. Это наблюдение также можно взять себе на заметку. Не стоит доминировать и строго указывать учащимся, какую именно работу им нужно выполнять в школьном музее. Как мы поняли, психология человека такова, что все мы родились разными. И у нас разные мечты и интересы, соответственно и формы привлечения учащихся к участию в работе над школьным музеем должны быть разными.
Партиципаторный школьный музей помогает формированию целостного мировоззрения у ребенка, формирует творческие и когнитивные способности, социализирует личность, втягивает в творческий коллективный процесс, формирует устойчивый иммунитет ребенка к втягиванию в различные деструктивные молодежные группы и криминальную молодежную среду, формирует школьную команду и здоровое лидерство, чувства собственной нужности и значимости, отношение к определенному конкретному коллективу, гражданственности и патриотизма», - из прямой речи Протащук И.Ю.
Протащук И.Ю. от имени Фонда всем участникам конференции были вручены памятные подарки. Протащук И.Ю. преподнесли в дар книгу профессора Московской Академии туризма и краеведения, руководителя музея детской литературы Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» (г.Казань) Салимовой Фариды Бакеевны «Новые имена в детской литературе».